Юлия Таранова: Гостья из цифрового будущего

 

Основательница калининградской «Академии гениев» Юлия Таранова знает, как сделать робототехнику и программирование доступными даже для пятилетних детей. И что нужно, чтобы воспитать человека будущего.

4R5A7169

The Local – Юлия, такое ощущение, что сейчас каждый ребёнок занимается робототехникой.

– Каждый ребёнок хочет, но далеко не каждый пока занимается, это общая точка роста, в том числе и наша. «Академия гениев» – это сеть клубов робототехники, которую теперь уже можно назвать федеральной. Больше 30 городов работают по нашей франшизе. Учим наших партнёров, как работать с детьми так, чтобы им нравилось, чтобы дети росли, развивались, чтобы бизнес выполнял и социальную миссию. Мы же, в том числе, занимаемся и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все наши партнеры эту тему поддержали. Россия вообще добрая страна. Почти все регионы начинают с того, что идут в больницы или другие детские социальные учреждения, проводят там занятия, мастер-классы для детей, которые не могут выйти из лечебного учреждения. Самое главное, что в России создаётся атмосфера, в которой всем детям классно и интересно заниматься.

– TL – Вы сами имеете отношение к информационным технологиям?

– У меня специальность тематическая – «Инженер системотехник», полученная в нашем техническом университете. Мой собственный бизнес, компания «ДРВ» – Давайте работать вместе», оказался очень успешным. Мы автоматизировали предприятия, внедряли информационные системы. Но со временем стало понятно, что цифровизация приходит, а кардинально ничего не меняется. Тогда я решила, что нужно просто вырастить новое поколение: тех кто будет заинтересован в результате, более профессиональных, готовых улучшить всё вокруг себя и, стало быть, в стране. Я продала этот бизнес и решила посвятить себя детям.

– TL – Вы не пожалели, что оставили налаженное прибыльное дело и занялись детьми? Капиталоёмкость сферы услуг по детскому развитию невысокая.

– Ни разу не пожалела. Разница в работе с детьми и со взрослыми в том, что после 18 лет ты уже не можешь повлиять на их ценности, это уже сформированная личность. Человек может стать клёвым специалистом, но ценности уже не поменяются. Если человек не очень любит работать, добиваться результата, если он всё бросает, может соврать, опаздывает, ты уже его не научишь быть другим. А у детей мы сразу же корректируем ценности, говорим, что хорошо, а что плохо, как можно улучшить мир вокруг себя, что нужно, чтобы добиваться результата и получать удовольствие от этого. На каждом занятии дети собирают и программируют робота или пишут приложения и видят результат. Мы учим детей убирать за собой. Они в обязательном порядке собирают конструктор после занятия, это тоже часть обучения. Потом, мы вывозим их в лес, в конце концов.

ИІЃ°а†¶•≠®• 692– TL – В лес: звучит страшно.

– Звучит загадочно, дети ждут этого весь год. Мы берём не всех, а только тех, кто занимается в клубе программистов и подходит по возрасту. Обычно это 30-40 человек. Мы забираем у них гаджеты. Это реальный диджитал детокс! Сейчас они уже сами отдают гаджеты родителям, чтобы не нервировать себя там, и все пять дней живут нормальной жизнью. Открывают для себя игры без телефонов, оказывается, существуют леса, поля и речка. Можно играть в шахматы, ставить палатку, разводить костёр. Там пятиразовое питание, потому что пацаны всё время голодные. Но вечером мы обязательно сами себе готовим еду. Дети придумали название этому «Ночной дожор». Многие у нас нож берут в руки впервые, говорят­­­, что дома им родители не разрешают. А уезжают, умея готовить днестровский салат и варить картошку, абсолютно счастливые­­­.

– TL – А ваши дети ездят туда с вами?

– Старшая дочь уже совсем от нас отделилась и живёт самостоятельно. А двое, конечно, ездят с нами. Младшая девочка у нас очень творческая личность: поёт, играет на скрипке, гитаре, укулеле, в шахматы и, конечно, занимается программированием. Ум и логику нужно развивать девочкам обязательно! Зачем это нужно для женщины? Чтобы, как минимум, научиться выстраивать оптимальную траекторию. Женщина всё время управляется со многими вещами, ей необходимо жить в условиях многозадачности. Робототехника и программирование помогают решать несколько­­­ задач одновременно­­­, оптимизировать­­­ процессы, добиваться результата. Мне кажется, информационные технологии всех в конце концов объединят. Ну, или помогут найти хотя бы консенсус между мужчинами и женщинами­­­.

7 октября в спорткомплексе «Юность» проходит фестиваль «Цифровое будущее России». В нём участвуют около 3000 человек – дети, родители, работодатели, представители профильных вузов, изобретатели и все те, кому интересны цифровые технологии.

ИІЃ°а†¶•≠®• 817– TL – Как появился фестиваль «Цифровое будущее»?

—  Ещё несколько лет назад мы столкнулись с тем, что у наших детей нет площадок для соревнований. Проводились­­­ конкурсы робототехники среди государственных учреждений, но почему-то наших детей там видеть не очень хотели. И тогда мы провели первый в Калининграде турнир по робототехнике «Роб-ИТ-Баттл­­­» для абсолютно всех детей. В том числе и для самых маленьких, с которыми вообще никто не хочет работать, потому что они очень нежные, плачут, расстраиваются. Я подумала, что всех детей нужно объединить, ведь все наши, калининградские. А так как я еще и председатель КРОО «Образование», то возникла мысль сделать народный инженерный праздник, на котором можно собрать всех, кто развивает ум у детей, и представить лучших. Задача этого фестиваля – объединить любые организации: государственные, частные, общественные, которые развивают интерес к инженерно-техническому творчеству в Калининграде. Наш проект – это «четыре в одном». Первое – международный инклюзивный фестиваль «Янтарный­­­ робот», второе­­ – выставка научно-технического творчества «От 0 до 100 лет», чтобы вытащить на свет всех «кулибиных» и показать их изобретения, которые никто не видит. Третье направление­­­ – мастер­­-классы. Все лучшие организации, которые гордятся своей работой с детьми, представляют свои мастер-классы. Это около 40 площадок. А четвёртое, совсем новое, проходит в преддверии фестиваля – это «Хакатон» для ребят возраста 14+, на котором они в течение 30 часов будут разрабатывать мобильное приложение. В этом году фестиваль поддерживают областное Правительство, министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской­­­ области и комитет по социальной политике городского округа «Город Калининград», а также социально ориентированные предприятия, например, «Фирма 1С», «МТС», «BMW», «Ростелеком», «Кливер», «ФУТ ЗОН», «СОХО», «Табаско», и очень хочется, чтобы их количество росло с каждым годом. Это наше общее дело – вырастить профессиональное поколение будущего. У нас будут работать около 80 волонтёров. Хотим пригласить ссузы и вузы, которые готовят детей по инженерно-технологическим специальностям. А ещё на фестивале мы очень хотим представить промышленность Калининградской области, чтобы молодёжь увидела, что у нас тоже есть где работать. Этот фестиваль – единственный в своём роде. Мы выстраиваем полностью траекторию развития ребёнка: от мечты до её практического воплощения. Так что всех приглашаем 7 октября в СК «Юность», при регистрации участие бесплатное. А если в этом году не успели, милости просим на следующий год – и всегда ждём в «Академии гениев»!

– TL – Информационные технологии – звучит сложно. А у вас маленькие дети занимаются.

– Самая лучшая мотивация как раз у детей 5-6 лет. Их не нужно уговаривать, доказывать. А после занятия, на котором они сами не только собрали, а еще и запрограммировали робота или написали работающую программу, у ребёнка «крылья вырастают», он дальше начинает развиваться и добиваться результата. Как мне кажется, в 6 лет у детей «открываются чакры», они начинают понимать логику и алгоритм, необходимый для работы с программированием, и, главное, им это интересно­­­. Программирование развивает ум, логику, показывает, как оптимизировать процессы и решать несколько задач одновременно. Это нужно всем: и мальчикам, и девочкам. Рано или поздно информационные технологии объединят нас всех. Или, как минимум, помогут найти гендерный консенсус.